Поговорим о грызунах.

Мыши, крысы, хомяки и прочие милые грызуны всегда были довольно приятной компанией для человека. Ну, разумеется, кроме тех случаев, когда они жрали запасённое на зиму зерно и переносили чуму.
Коты гуляли сами по себе, собака-друг-человека предпочитала уходить на охоту с отцом семейства, а в доме оставались кто? Мыши. Сначала их не замечали, потом пытались приручать – поселив лучших представителей в клетки и пятилитровые банки. Наконец, с развитием прогресса, мыши переместились и в виртуальную среду. В качестве персонажей и в других интересных качествах…

Real Rat Game
Как известно, первой игрой человечества, в которой участвовала мышь, а лучше – крыса, была так называемая «игра в крысу». Именно для этой игры Джонни Миллер подготовил свою знаменитую «крысу на верёвочке», которой впоследствии расплатился с Томом Сойером за возможность немножко покрасить забор.
Как сказано, у Марка Твена, верёвочка была привязана к крысе, чтобы «её было удобнее вертеть». Из этой детали правила игры становятся немного понятнее. В целом, они таковы. Ведущий с крысой в руках (он держит её за хвост или, что гигиеничнее, за верёвочку) собирает вокруг себя толпу и командует «начали». Толпа разбегается по игровой территории, а ведущий – с места ли, бегом ли – кидает в них крысой, предварительно раскрутив её на манер пращи.
Русский аналог «игры в крысу» малоаппетитно называется «сифа» или «салки». Крыса в нём практически никогда не используется.

Мышеускорители с Марса
Прежде чем превратится в тотемный игровой манипулятор жанра шутеров от первого лица, у компьютерной мышки было целых два фальстарта. Причём первый был просто провальный – он назывался Wolfenstain 3D, а второй – он назывался DooM – был не столько провальным, сколько бессовестным и бесчестным.
Дело в том, что молодой Джон Кармак, программируя движок DooM, решил отдать обработку данных с клавиатуры и мышки в две разные подпрограммы. В результате, некоторые движения (вбок, разворот) на мышке получались в полтора (!!!) раза быстрее, чем на клавиатуре. И хотя умельцев играть с помощью компьютерного грызуна тогда было можно пересчитать по пальцем, самые ловкие из них творили настоящие чудеса.

Эра mouselook
Скорее всего, сами Кармак и Ромеро не планировали, что Quake станет революцией управления в жанре шутеров. Иначе зачем им было засовывать прогрессивное мышеверчение в дебри консольных программ? Тем не менее, оно случилось. Золотой ключик команды mouselook открыл дверь в чудесный новый мир, в котором обитали точечная зона поражения врагов, моментальный разворот, снайперские выстрелы, ощущения трёхмерности бытия и много, многое другое, что в последние годы так усердно закапывается в могилу шустрыми консолями и геймпадом.
Собственно, mouselook сделал жанр шутеров от первого лица таким, каким мы его знаем. Клавиатура не то, чтобы не давала развернуться бойне – вовсе нет – она диктовала другое мироощущение. Закованный в ограничения кнопконажимания, жанр был этакой лабиринтной аркадой от первого лица. Суть которой не в «убить всех человеков», а «дойти до точки „бэ“ с минимальными потерями».
Mouselook привнёс в шутеры ощущение тира. Ковбойские замашки Дикого запада, где выигрывает самый хладнокровный и самый меткий. Ну… и ещё тот, у кого мышь лучше – на этом, кстати, поднялись общенародный Logotech и элитный Razor.

Ангел и крысы
Хотя крыса – животное довольно обыденное, приглашать на сколько-нибудь значимые роли её в игры не спешат. А если уж крыса как-то фигурирует в развлекательном проекте, то она, конечно, будет «правильная»: прямоходящая, говорящая человеческим голосом, носящая смокинг и курящая сигару.
Безумный гений Дэвид Перри никогда не боялся быть откровенным. Его первым культовым персонажем был простой земляной червяк. То есть, не совсем простой – а прямоходящий и в скафандре – но это простительно молодости. В дальнейшем Перри себе и окружающим поблажек не давал, а его безумия становились всё забористее.
Покончив с сюрреалистическим шедевром MDK, Перри влюбился в прогрессивную технологию автоматического снижения детализации кадра. Именно на ней он и делает игру про путешествие ангела в мире человеческого будущего, Messiah.
В этой игре, как вы, возможно, помните, ангелочек мог вселяться в тела любых персонажей. В том числе – и в тело крысы. Обыкновенной помойной крысы, которая позволяла посланнику небес путешествовать по очистным сооружениям города будущего, проникать на секретные военные базы и одним махом выскакивать перед носом у главнокомандующего карательными силами. Естественно, чтобы мигом переселиться из хвостатого серого тельца в блистающий кокардой череп мегазлодея.

Большая мышиная мистификация
Да, люди недолюбливают крыс и мышей – это факт. Пример Микки Мауса, лучшего друга детей и единого божества землян с точки зрения жителей планеты Дракон, вовсе не показателен. Мышей и крыс всегда душили кошками. А кошек, соответственно, потом тоже душили – через массовый выпуск на волю полиграфов полиграфовичей шариковых.
Команда молодых шариковых подмосковного города Зеленограда объявилась на страницах отечественной игровой индустрии в далёком 1996 году. Предводительствовал в банде будущий бескомпромиссный огнебатовец, человек и «всем-журналистам-пламенный-привет», Виталий Шутов. Человек настолько крутой, что все челябинские мужики просто курят.
Первой работой «МиСТ Лэнда» (тогда ещё не ушедшего на Йух) стал проект «Бестиарий» – прогрессивная стратегическая сказка про войну прямоходящих котов против империи фашиствующих мышей и крыс. Тоже прямоходящих. К изданию игры была привлечена отечественная фирма ElectroTECH Multimedia.
К сожалению, кризис 1998 года навсегда лишил геймеров планеты удовольствия покомандовать армией мурок в битве против ста мышиных королей, оставив разработчикам на прощание крайне негативный опыт дебюта-провала, годный к употреблению фирменных трёхмерный движок, повестку в армию для Виталия Шутова и карму разработчиков милитаристского беспредела…

Убей крысу, спаси душу
Если добрых мышей и крыс в играх было немного, что крошить вольнолюбивых грызунов на венгерский гуляш любили в проектах всех времён и жанров. Впрочем, большинству почему-то вспоминается достославный Fallout.
Что характерно, крысы в Fallout были довольно безобидными существами – видимо, обида геймеров на этих милых рассадников смертельных заболеваний спровоцирована дебютными неприятностями главного героя. Слабый и немощный он и крысами мог быть загрызен довольно легко.
Эстафету крысоненависничества переняла у Fallout недавняя ролевая игра «Санитары подземелья», где главному герою приходилось очищать от грызунов (крыс в тюрьме не любят, в отличие от петухов) целый склад. Видимо, в этой игровой сцене концентрировался боевой опыт самого Дмитрия Юрьевича Пучкова по истреблению поголовья питерских пацюков.
Наконец, неплохой приварок к боевому опыту давали крысы и в игре The Elder Scrolls IV: Oblivion. Забравшись практически в любое подземное лежбище, главный герой мог в кратчайшие сроки обновить свой меч как минимум об дюжину препротивно верещащих зубопырок.

Наши мыши – лучше всех
В отличие от крыс, с мышей – как с братьев меньших – спрос не столь велик. Особенно с мышей белых, традиционно принимаемых русским обществом в целом благосклонно.
2007 год стал рождением детского проекта «Три маленькие белые мышки». В студии Lazy Games решили сделать несложный, но интересный семейный квест с упором на качество рукотворной графики. Получилось, надо сказать, очень здорово: первая часть сериала – «Три маленькие белые мышки. Визит морской крысы» получила отличную прессу и любовь геймеров.
На конец этого года (буквально на днях) запланирован выход второй, новогодней по тематике, серии – «Три маленькие белые мышки. День рождения морской крысы», а весной 2008 появится «Три маленькие белые мышки. Пираты Северного моря».

Самая известная крыса современности
Самая известная Крыса современности – Стальная, «выкованная» в 1985 году знаменитым американским фантазёром Гарри Гаррисоном – как ни странно, до сих пор не имеет своей персональной игры. По крайней мере, коммерчески изданной.

Как хорошо, что она не попала под договор на дератизацию.
В утробе интернета нами была найдена только интерактивная браузерная игра-книга. Как написано в её предисловии, дизайном игры занимался владелец электронной библиотеки Lib.ru Максим Машков.
В любом случае – всем поклонникам творчества Гаррисона, всем любителям крыс и мышей, всем фанатам хорошего чтива и научной фантастики – строго рекомендуется. Особенно накануне года Крысы.
С Наступающим!

Метки: нет меток

Add a Comment

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.