Как стать разработчиком с нуля

 

1. Кто такой программист
Программист — это специалист по разработке компьютерных программ. Под разработкой понимается продумывание архитектуры программы, её реализация, оптимизация и тестирование. Далее мы разберёмся, как стать настоящим айтишником и что для этого нужно знать.

1.1 Чем занимается программист
Это зависит от специфики выбранной отрасли, но в целом всё сводится к написанию и тестированию кода. Важно понимать свои обязанности и не скатываться в звание тыжпрограммиста, которому поручают всё — от установки Windows до починки техники.

1.2 Можно ли стать айтишником с нуля
Разумеется. Для этого существуют материалы, ориентированные на новичков: туда входят статьи, подборки книг, обучающие приложения, задачки, видеоуроки и туториалы.

А вот как стать крутым программистом с нуля — другой вопрос. К примеру, Senior разработчика от джуна отличают годы практики и колоссальный опыт, так что только терпение и труд.

2. Почему вы хотите начать программировать
IT — перспективная отрасль, которая сулит хорошим специалистам немаленькие зарплаты. Но если деньги — единственная причина, подумайте трижды. Вам предстоит работать в офисе, дома, забывать о выходных и возможности расслабиться: все мысли в тасках и багах. А всё, что обязательно нужно знать начинающему программисту, курсы не дадут: будьте готовы доучиваться.

Если же вы питаете неподдельный интерес к процессу, смело ступайте на стезю разработки.

3. Что нужно знать, чтобы стать программистом
Чтобы стать успешным и востребованным программистом, нужно обзавестись рядом hard skills и soft skills. Первые отвечают за технические умения и знания, вторые — за качества, которые помогают эффективно работать и находить общий язык с командой.

3.1 Hard skills
У каждой профессии свой набор хард скиллов. У программиста это общие технические знания (математика, информатика, алгоритмизация) и набор навыков, свойственный конкретному стеку.

3.1.1 Основы информатики
В такой сложнотехнической профессии понадобятся даже самые азы, а именно:

какие типы данных бывают и чем они отличаются друг от друга;
понимание систем счисления — двоичной и шестнадцатеричной;
булева алгебра;
понимание принципов выполнения операций ЭВМ.
3.1.2 Математика
А как же стать настоящим программистом, если плохо с математикой, и насколько важна математика в разработке? Требования разнятся в зависимости от сферы: для работы с графикой нужно знать геометрию, а для машинного обучения — теорию вероятностей и статистику. Но базовые знания математики никогда не будут лишними, особенно если вы осваиваете программирование с нуля.

3.1.3 Алгоритмы
Это то, что нужно обязательно знать, чтобы стать программистом. Алгоритмами называют последовательность действий, которая преобразовывает входные данные в некий результат. Наверняка вы слышали об алгоритмах поиска и сортировки — это они и есть. Разобравшись, как устроены алгоритмы, вы сможете создавать свои решения сложных задач и даже комбинировать их.

3.1.4 Принципы ООП
Объекто-ориентированное программирование — это подход в разработке, при котором за основу берутся абстрактные объекты, а не функции или процедуры. Данный подход используется в большинстве современных языков программирования, поэтому крайне важно понимать основные принципы ООП:

абстракция;
наследование;
инкапсуляция;
полиморфизм.
3.2 Soft skills
Софт скилы, они же гибкие или мягкие навыки, — это совокупность нетехнических неспециализированных навыков, которые тем не менее важны для производительности и профессионального развития. Это то, что также нужно знать программисту для эффективной работы.

3.2.1 Знание английского
Необходимость английского языка в программировании зависит от ваших конечных целей. Если вы видите программирование своим хобби, то можно обойтись базовыми знаниями английского и помощью онлайн-переводчика. Но если вы серьёзно настроены на карьеру разработчика, английский язык необходим.

Конферансье Telegram-каналов по теме IT
Конферансье Telegram-каналов по теме IT
Tproger, Москва, можно удалённо, От 20 000 до 50 000 ₽
tproger.ru
Вакансии на tproger.ru
Держите бесплатные материалы по английскому для программистов.

3.2.2 Умение работать в команде
Программирование — это почти всегда командная работа. Как минимум, чтобы стать программистом, нужно уметь взаимодействовать с PM, тимлидом и просто камрадом по проекту.

Речь идёт не о социопатии и необходимости быть душой компании. Чтобы стать разработчиком, нужно слушать и слышать, задавать вопросы, признавать ошибки и исправлять их плечом к плечу, а не сваливать вину на сослуживцев при первой же возможности.

Для эффективной командной работы следует понимать и использовать гибкие методологии разработки. Почитайте об Agile, Scrum и Kanban — пригодится.

3.2.3 Стрессоустойчивость
Ответственность программиста сравнима с бухгалтерской. Так, запущенный на продакшене код с ошибкой может удалить часть или все данные, потревожить клиентов заказчика и вообще сделать последнему убытки.

Кроме того, вам нужно спокойно принимать пожелания и вносить правки, если требуется, не срываясь на проджект-менеджера и тем более заказчика. Хорошим подспорьем станут книги «Как разговаривать с кем угодно, когда угодно и где угодно» и «HBR Guide. Эмоциональный интеллект» и как поступление в магистратуру юриспруденция.

3.2.4 Постоянное саморазвитие
Не думайте, что программирование можно раз освоить и забыть. Отрасль богата переменами, нововведениями — уходом старого и появлением нового. Это и языки, и фреймворки, и сопутствующие технологии, которые всё время меняются и совершенствуются для более эффективной разработки.

Настраивайтесь на постоянные митапы, вебинары и курсы повышения квалификации. А ещё не забывайте о сертификатах, которые нужно получать и подтверждать с разной периодичностью.

3.2.5 Тайм-менеджмент
Контроль времени на решение поставленных задач существенно экономит и само время, и ресурсы, а также увеличивает продуктивность. Тайм-менеджмент для разработчика базируется на тех же концепциях, что и для любой другой профессии.

При планировании рабочего дня учитывайте дедлайны, используйте тайм-трекер и таблицу Эйзенхауэра:

Тайм-менеджмент: таблица Эйзенхауэра

4. Какое направление в программировании выбрать в 2022 году
Прежде чем думать, как стать айтишником с нуля, стоит определиться с направлением. По данным Stack Overflow Developer Survey 2020, популярность IT-специальностей такова:

Stack Overflow Developer Survey

В опросе приняло участие 65 000 разработчиков из разных стран.

Но что насчёт России? Согласно данным «Университета 20.35» за 2020 год, в топ-10 востребованных удалённых ИТ-профессий России вошли:

Java-разработчик
Аналитик данных
Разработчик на языке C#
PHP-разработчик
Специалист службы поддержки
Продуктовый аналитик
Разработчик 1С
Kotlin-разработчик
Системный администратор
Системный аналитик
А вот зарплаты айтишников по специализациям за второе полугодие 2020:

Зарплаты айтишников по специализациям
Источник — habr.com

Проценты на диаграмме отражают разницу с предыдущим периодом, а прочерк означает, что данных для сравнения недостаточно.

5. Десктопная разработка
Десктопными называют приложения, которые устанавливаются на компьютер и работают под управлением ОС. Как известно, чтобы стать айтишником с нуля, сперва в любом случае нужно практиковаться на консоли и десктопе.

Хотите заниматься этим на серьёзном уровне? Здесь всё просто: если планируете разрабатывать под Windows — учите язык C#, под Linux — C++ или C, под macOS — Swift.

5.1 Программы для Windows
Стоит отметить, что для создания десктопных приложений можно использовать почти любой язык: Java, Python и даже Delphi. Мы же затронем самые оптимальные и популярные языки.

5.1.1 C# / C++
Для серьёзного высокопроизводительного приложения подойдут «плюсы». Но если жёстких требований к производительности нет, лучше обратиться к GUI-платформе Windows Presentation Foundation в составе .NET Framework. Писать на C# проще, и развивается это язык динамичнее того же C++.

Как стать программистом C#: Windows Presentation Foundation
Автор таблицы — NZeemin

Также есть вариант объединить мощность C++ и удобство .NET. Например, пользовательский интерфейс на C#, а подключение «плюсовых» библиотек через C++/CLI.

Чуть больше вы сможете узнать из нашего гайда по программированию на C++ с нуля.

5.2 Для Linux
5.2.1 C
Linux — это семейство Unix-подобных операционных систем, и так сложилось, что ядро Linux написано на языке C. Да, Си считается устаревшим, поэтому многие программисты предпочитают ему Python, Java, Perl, иногда Ruby. Но драйверы, модули ядра и большая часть системного ПО всё же написаны на языке программирования Си, и для Linux-программ он приоритетен.

Если вас интересует, как стать разработчиком на языке C, загляните в материалы по изучению Си.

5.2.2 C++
По сути, это усовершенствованный С. Браузеры, графические окружения, утилиты GNU и прочее программное обеспечение под Linux написаны на C++. А ещё на «плюсах» написан Qt — графический фреймворк, который используется во многих кроссплатформенных программах и является бесплатным для разработки свободного ПО.

5.3 Для macOS
5.3.1 Swift
Swift — родной язык для Apple-приложений, так что он оптимален для разработки под macOS. Выбрать можно и Objective-C, но последний проигрывает в скорости работы.

Достоинства Swift:

прост в изучении;
легко читается;
поддерживает современные синтаксические конструкции;
есть опционалы, которые «спасают» от null.
А вот ещё для чего хорош Swift.

6. Data Science
Языки программирования Python и R — общепринятый стандарт для Data Science, так как они оба отлично подходят для работы со статистикой.

6.1 Python
Как стать Python программистом с нуля самостоятельно? На самом деле, не так уж сложно: у языка Пайтон простой синтаксис, много библиотек, развёрнутая и понятная документация. Но есть и минусы, такие как отсутствие удобных средств ORM и не самая высокая скорость работы.

Для Data Scientist у Python есть немало библиотек и фреймворков:

Pandas
PyTorch
NumPy
TensorFlow
Keras
scikit-learn
Matplotlib
6.2 R
R в свою очередь характеризуется богатой ML-экосистемой, поддержкой векторных вычислений и синтаксисом, заточенным под нужды статиста. Из минусов — меньшее комьюнити и не самый простой синтаксис.

Но у языка R есть свои инструменты для Data Science:

Esquisse и Ggplot2 — библиотеки для создания графиков.
Dplyr — аналог Pandas для R.
Shiny — пакет для интерактивных веб-приложений с визуализацией исследований.
И это не говоря о randomForest, Caret и других библиотеках с методами машинного обучения.

7. Как стать разработчиком на Андроид
В 2019 году компания Google объявила Kotlin предпочтительным языком программирования для создания Android-приложений. Это спровоцировало новую волну споров по выбору языка.

Ответ таков: чтобы стать Android-разработчиком, нужны оба языка, но при этом ознакомиться с их отличительными характеристиками не помешает.

7.1 Java
много библиотек и готовых решений;
большое комьюнити;
разные сферы применения, если вдруг надоест Android-разработка;
документация Kotlin предполагает, что вы знаете Java.
7.2 Kotlin
лаконичный синтаксис;
актуальная IDE, тесно связанная с языком разработки (Android Studio и Kotlin созданы JetBrains);
предсказуемое развитие;
перспективы.
8. План развития iOS разработчика
А как же тогда стать разработчиком iOS? Здесь всё гораздо проще, так как основной язык всего один.

8.1 Swift
Этот язык программирования разработан Apple и многое заимствовал из Objective-C, а также C++.

Преимущества Swift:

компактный язык программирования;
производительность приближена к C++;
тестирование кода в реальном времени со Swift Playgrounds;
постепенно распространяется на другие платформы.
9. Как стать разработчиком игр
Что нужно знать программисту, чтобы войти в геймдев? Сперва необходимо определиться, как устроены игры. Хороший вариант для начинающих — готовые движки, такие как Unity и Unreal Engine (но последний сложнее и серьёзнее).

Далее стоит определиться с платформой, под которую вы хотите разрабатывать игры. Поэтому на вопрос, что нужно знать разработчику игр, ответить не так просто.

9.1 Игры на iOS или macOS
Поговорим о программировании игр на Swift. Для начала необходимо установить «яблочную» IDE Xcode: в ней поддерживается разработка как на iOS, так и на macOS. Среда бесплатная и функциональная. В ней создайте новый проект с шаблоном Single View Application или Game. Тут уж к чему душа лежит:

Single View Application предназначен для приложения с одним экраном. Шаблон включает в себя компонент View Controller для настройки вида с конструктором Interface Builder.
Это специальный игровой шаблон. В нём предусмотрены фреймворки для двумерной визуализации, 3D-графики без OpenGL и низкоуровневый API, с которым можно писать действительно высокопроизводительные игры.
Дальше следуйте инструкции по написанию простой игры с игральными костями.

9.2 Браузерные игры
Вообще, создать браузерную игру можно и на HTML/CSS/JavaScript, но мы затронем PHP.

Метки: нет меток

Add a Comment

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.